Призрак веломарафона

Mudins CupMudins CupПётр Ухов КМС, Гонщик команды OZONE/VELOtempo (фирма Олди Байк)

За последние десять лет веломарафоны стали самой популярной дисциплиной в Европе. Как ты считаешь - почему? И возможно ли хоть что-то подобное у нас?

П.У. Думаю это связано с тем, что в марафоне может попробовать себя любой желающий — испытать себя “на прочность”. Марафон более массовая дисциплина как таковая (в отличии от кросскантри), цель марафона для большинства - проехать в удовольствие, в кросскантри такой цели быть не может; цель — победа. У нас марафоны вполне реальны - они будут проще, чем на западе, но все равно это будут марафоны..... При желании можно сделать все... и необязательно иметь под рукой горы.....

 

Есть ли у нас люди, которые могут полноценно проводить гонки и места, где можно проложить хорошую трассу для марафона?

П.У. Люди есть - стопроцентно! Места найти можно, просто это будет не горный марафон, а, скажем так, предгорный или безгорный... на западе ведь тоже не всегда в горах лазят.

Какие особенности “национального веломарафона” ты можешь себе представить?

П.У. Относительная легкость трассы по сравнению с западом, немного участников (у нас и байкеров меньше намного как таковых), неразбериха с организацией (особенность русского менталитета), надежда на “авось” и откладывание всего на последний момент. Хотелось, чтобы трассы были “заточены” не только под меня, Виктора Трохина или профессионалов из Удмуртии... да, я понимаю, что техничность наших трасса отстает от западных, но ведь и мы не на западе — у людей подготовки значительно хуже, а некоторые считают, что нужно сразу делать сложную трассу — где на одних “зубах” фиг проедешь...... Считаю что чем больше будет гонок — тем лучше, и марафонов в том числе. Будет стимул к тренировкам, ведь многие не ездят кросскантри, а ездят именно марафоны, на западе есть специальные гонцы-марафонцы. Хотелось бы чтоб у нас была нормальная организация... надоела неразбериха, самая лучшая организация у “Супер-100”. При подготовке трассы надо учитывать интересы не только “бывалых”, но и обычных, рядовых велосипедистов, тогда и гонка будет более доступной и интересной.

 
       Ян Раух

Ты много, часто и со вкусом ездишь и уж такое понятие, как “веломарафон” тебе вовсе не чуждо... так что тебя в нём привлекает?

Я.Р. Именно то и привлекает, что едешь долго. Меньше часа-полутора я вообще ездить не люблю — удовольствия не получаю. Чем дольше, тем лучше. То есть меня не понятие привлекает, а сам процесс. После пары часов на байке начинаешь уже как-то жизни радоваться - еще пара часов, и уже совсем хорошо, ну еще там часа два-три тоже можно прибавить.

Есть ли они вообще у нас - веломарафоны? или то, что есть - это нечто иное?

Я.Р. Есть велосотня на призы журнала “лыжный спорт”. В волене - нечто иное. К сожалению.

Может ли когда-нибудь подняться уровень проводимых здесь мероприятий?

Я.Р. Теоретически может. Посмотрим. Я вот недавно снимал чемпионат Москвы по БМХ и был сражен навзничь (плашмя). Вот где настоящие байкеры и настоящие гонки. Мальчики и девочки пяти-десяти лет на не пойми чём гоняются так, что дух захватывает. Хотя, конечно, благосостояние, культур-мультур и “все такое” - поэтому — нет.

Есть ли у нас вообще места для проведения подобных гонок... и есть ли люди, которые, сочетая в себе не только организаторские способности, но и велосипедный опыт в состоянии заняться и “довести до ума” мероприятие подобного размера? 

Я.Р. Не знаю. Места, конечно, есть. На Урале, Алтае, Кавказе, в Крыму и пр. Места просто волшебные. Да они там у себя в Европе просто обосрались бы от счастья, если бы у них были такие места. Но реально для нас доступна только Клинско-дмитровская гряда или заповедные места около Оки, а остальное - прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко.
 
       Георгий Ильин президент НМБА, организатор бесчисленного количества велосоревнований самого разного профиля.

Что испытываешь, услышав “веломарафон”?

Г.И. Я ж его не ездил — не был и не знаю что это, но в армии с автоматом и полной выкладкой — бегал десять километров... тридцать километров.

А если не с автоматом - а с друзьями, да на велосипеде, и на весь день и при хорошей организации - поехал бы? Даже не обязательно здесь - представь, что пригласили тебя на один из европейских веломарафонов.

Г.И. Я б лучше с горок погонял бы ...

Есть ли у нас люди, способные организовать и провести подобное мероприятие так сказать “в полном объёме”? Насколько это направление перспективно в наш. стране?

Г.И. Люди - на блюде, а проблема — в деньгах. Марафон - не зрелищный, а значит в него вкладывать деньги рекламодателям-спонсорам не имеет смысла. Вот если бы стартовало хотя бы 1000 участников имело смысл ...

Есть ли будущее у такой велодисциплины - “веломарафон”? Или это только способ заработать деньги “здесь и сейчас”?

Г.И. Денег в масштабе бизнеса в марафонах нет, конечно можно “здесь и сейчас” срубить какие-то небольшие бабосы себе на новый холодильник, но если мы говорим о спортивном маркетинге то надо еще ждать лет пять прежде чем “имело бы смысл”, а будущее... есть у всего..

       Denny, Oakley factory pilot

Любишь веломарафоны?

Д.Ж. Полюбил всей душой!!!

За что? И когда это произошло?

Д.Ж. В сентябре, хотя на самом деле мысль проехать марафон на фрирайдном велосипеде меня посетила ещё в начале этого лета.

А есть ли у нас эти самые веломарафоны? И насколько они сравнимы с европейскими...

Д.Ж. Ну... хватил!!! нашу жизнь тоже не сравнить с европейской, однако, живём!

Есть ли люди, которые могли (при соответствующей поддержке) организовать и провести полноценную гонку? 

Д.Ж. Чтобы провести полноценную гонку люди есть: взять хотя бы ребят из “Лыжного мира”, кто Суперсотню организовал. Судейских бригад, как оказалось, есть теперь несколько... Только этого мало для шоу!!! И для комфортной гонки мало... и для популяризации тоже... Скорее всего такое мероприятие нужно будет организовывать нескольким группам: будет прикольнее, если после старта марафона другие начнут слалом или 4х, потом триал и разные конкурсы, чтоб музыка была и танцы, и пива попить можно было спокойно и не сидя на травке (наверняка мокрой)... тут одной группой организаторов и судей не обойтись!!! Вот именно по этой части наши марафоны никак не сравнить с тем, что устраивают ТАМ!!! Почти все наши веломероприятия устроены “для себя”. Под девизом — посторонние не нужны, потому что не поймут. Это похоже на “пивка попить на лавочке”... Лично я пиво на улице не пью!!!

Что привлекает тебя в веломарафоне...

Д.Ж. Я прагматичен, поэтому: первое — возможность показать неплохой результат безо всякой подготовки. Перед Велосотней я проехал за две недели всего 300 км. (в качестве тренировки), купил изотоника и всё... даже не настроил седло как следует; второе — возможность ехать гонку вместе с друзьями независимо от уровня их подготовки. Было приятно догонять кое-кого из тех, кто сильнее... и, обратно — я был готов опекать своих начинающих друзей, лишь бы они доехали до конца; третье — просто весело... массовый старт; четвёртое — проверишь себя... сравнишь себя с другими; пятое — действительно проверишь свои навыки владения велом и навыки настройки оборудования; шестое — возможность сделать какое-либо заявление: я поехал марафон на фрирайдном велике, значит и любой сможет сделать то же самое, тем более — на кросскантрийном; седьмое — двигать велоидею в массы

Есть ли у нас удобные места для проведения подобных мероприятий?

Д.Ж. Мест для проведения подобных мероприятий очень много, даже в Москве... просто их нужно (на мой взгляд) разделить на две категории: для всех и для профи... я знаю, кое-кто мечтает провести марафон по городу Москве!!! Москва, как ни крути, первый город по доходам, и идея здорового образа жизни хоть как-то раскручивается, да и концентрация населения... так что первое время вокруг неё (а лучше по ней) устраивать нужно... да и с рекламной точки зрения - выгоднее. Быстрее стороннего спонсора найти можно. А контакт с природой найти легко - парков в Москве достаточно. Можно гонку провести “из парка в парк”.

Быть ли веломарафонам у нас в стране в обозримом будущем и что для этого нужно?

Д.Ж. Марафонам - быть обязательно... это единственный реальный способ популяризации здорового образа жизни через велосипед (с точки зрения родителей от Норт-шора, 4х и триала очень сильно попахивает душевным нездоровьем)... проведение таких соревнований со спортивно-организационной точки зрения - не вопрос... проблема в привлечении публики, что бы люди, посмотрев на это, захотели поехать и в другой раз!!! На мой взгляд, — в следующем сезоне необходимо сосредоточиться на досугово-развлекательной части (чтобы те, кто пришёл поболеть не ушли, заскучав, задолго до окончания гонки) и бытовой стороне (чтобы гонщик смог после гонки погреться и вымыть велосипед)... а спортсмены-профессионалы-любители всё равно прикатят, лишь бы время засекали нормально... 
 
        Игорь Модин, Один из oрганизаторов кросскантри “МодинКап”

Тебе удалось организовать и хорошо провести серию гонок кросскантри. Что дальше?

И.М. Буду продолжать начатое, но в качестве организатора марафона я себя не представляю.

Во что может вылиться организация марафона?

И.М. Не представляю, но думаю две с половиной тысячи долларов на орграсходы должно хватить. Но это меньшая часть расходов...

Какое чувство ты испытываешь (основное), услышав слово “веломарафон”?

И.М. При слове “веломарафон” я всегда вспоминаю две вещи: постоянный бардак на старте и то,что после пятидесятого километра у меня начинает сводить ноги.

Есть ли у нас люди, способные организовать и провести подобное мероприятие в “полном объёме”?

И.М. “полный объём” это что? Идеальное соотношение трасса (ее сложность для большинства гонщиков) -протяженность-судейство-антураж? В этом случае я не уверен, что такие люди есть.

Насколько далеки мы от европейской организации веломарафонов?

И.М. По организации европейские марафоны превосходят наши, точно так же как “Порше” “Запорожец” у которых только одно сходство - двигатель сзади.

Есть ли перспективы у такой велодисциплины или у нас это выльется в стандартную попытку заработать денег на интересах людей? Или всё проще - нет людей знающих и способных, нет денег и нет средств?

И.М. Я думаю перспектива есть при двух условиях: первое — спонсорские деньги не должны идти в карман организаторам, а должны идти на развитие и улучшение данного мероприятия; второе — организаторам некоторых марафонов, стоит проектировать трассу с учетом того, что это массовые соревнования, а не гонка только для профессиональных спортсменов. Неоправданное утяжеление дистанции приведет к тому, что рядовые спортсмены-любители будут игнорировать подобные гонки. Хотелось бы пожелать удачи людям, которые будут организовывать новые марафоны в 2004 году. 
 
       Алексей Кислинский Брэнд-менеджер и гонщик компании “Триал-Спорт”

Веломарафон - дисциплина, которая в достаточной мере для тебя привлекательна. Почему?

А.К. Первые годы моего увлечения МТВ прошли именно под знаком “кросскантри”. Мне всегда нравилось ездить много и быстро. Даже сейчас, когда приоритеты для меня поменялись в сторону экстрима, кросскантрийный байк не зачехляется.

Есть ли у нас вообще соревнования, которые могут попасть в разряд веломарафонов - если есть - то их достоинства, и, конечно, просчёты.

А.К. Конечно, есть. Все, кто проводит соревнования по кросскантри, при желании и дополнительном спонсорском участии, могут провести и веломарафон. Да они и проводятся! Веломарафоны в Волене и “Битцевская суперсотня” - ярчайшие примеры того, что эти гонки интересны, востребованы и популярны. Я не могу говорить о недостатках, потому что, к сожалению, не побывал в этом году на этих соревнованиях. Но, судя по отзывам, единственный негатив - слишком технически тяжелые трассы, к которым некоторые гонщики оказались не готовы, и, в отдельных случаях, нечеткое судейство.

Твоё мнение о том, почему во всём цивилизованном мире веломарафоны пользуются такой “бешеной” популярностью?

А.К. Шоссейный велоспорт в Европе, особенно в Италии, Испании, Франции или Германии также популярен, как и, например, футбол. Это национальный вид спорта. Гонщики - народные герои. Вообще всё, что связано с велосипедом, традиционно вызывает большой интерес у зрителей. А веломарафон соединил в себе самые лучшие моменты “смежных” дисциплин: велошоссе, кросскантри и циклокросса.

Что главнее для этой дисциплины - место и время проведения, трасса дистанции, общая организация мероприятия во время, до и после марафона?

А.К. Всё важно. Но думаю, что для спортсмена более важна организация соревнований. Трасса - она и в Африке трасса. Её ехать надо, а не обсуждать. А вот условия регистрации, питания, судейства и безопасности на соревнованиях для спрортсменов должны быть обязательно созданы.

Насколько, по твоему мнению, возможно развитие “этого дела” у нас и есть ли на данный момент люди, которые могли выполнить организацию мероприятия такой сложности?

А.К. Игорь Модин, В. Гришечко - это именно те, кто могут продвигать веломарафоны. Участие в соревнованиях этого ранга (включая международные) таких велокитов как Игорь Архипов и Михаил Балашов также внушает большие надежды. Да и компания “Триал-Спорт” не стоит в стороне. В следующем сезоне я обязательно приму во всём этом участие.
 
        Денис Лопаткин Клуб «Velo-X-Stream», судья МФВС.

За последние десять лет европейские веломарафоны стали самыми многочисленными и популярными гонками как у спортсменов, так и у любителей. Возможно ли подобное и у нас?

Д.Л. Теоретически, да. Но есть достаточно много факторов, препятствующих этому: Самое главное - количество участников - в Европе их число измеряется тысячами, у нас пятьсот — это уже что-то грандиозное.., я ,честно говоря, не припомню соревнований с количеством участников (причем суммарно по всем видам) более трёхсот. Соответственно, и привлекательность для спонсоров весьма невелика. Собственно — место проведения. Марафоны в Европе проводятся в горах - в России с горами “слегка” похуже. Удаленность от места проведения марафона — сравните Европу, где все рядом, и Россию, где большинство любителей горного велосипеда сосредоточено в городах с наибольшей покупательной способностью - Москва, Санкт-Петербург и т.д., от которых до места проведения добираться от восьмисот до полутора тысяч километров, что сказывается на стоимости и, самое главное, времени поездки. Ведь большинство не могут себе позволить многочисленные отпуска в течение года. Отсутствие инфраструктуры в потенциальных местах проведения - медицинской помощи, транспорта, связи, гостиниц. Проблему представляют и отношения с органами местного управления, которые, как правило, заинтересованы только “в галочке” о проведении мероприятия. Спонсирование подобных мероприятий - это отдельная тема для обсуждения.

Есть ли люди и организации, способные организовать подобные мероприятия и можно ли изыскать средства на проведение полноценного веломарафона?

Д.Л. Люди - немного, но есть — энтузиасты и(или) почти профессионалы, которыми за последнее время были проведено очень большое количество соревнований различного уровня - от чемпионата “двора” до чемпионатов России. Организаций - нет. Хотя пример BWA Rapp Collins с проведением Nokia Velocity впечатляет, но это чисто промо-акция, а никак не масштабные соревнования. Рекламодателям проще и понятнее вкладывать деньги в футбольную рекламу, чем развивать неизведанную для них отрасль. Вы часто по телевизору видите или слышите хотя бы упоминание о Чемпионатах Мира по даунхиллу, триалу? Хотя кросскантри, как олимпийский вид, еще имеет хоть какие-то перспективы. Есть еще одна проблема, и это неоднократно в приватных беседах с вышеозначенными, подтверждалось - спонсорам спорт, как таковой, НЕ НУЖЕН! Уход от налогов, обналичка и прочее - возможно, а спорт - пока удел нищих энтузиастов. Бюджет марафона (навскидку )- не менее трёхсот-четырёхсот тысяч долларов, не считая расходов на рекламу. При количестве участников пусть даже в семьсот человек - эффективность такой рекламы вызывает много вопросов. В этом и состоит парадокс - мало денег спонсорам давать неинтересно - отдача копеечная, а большое мероприятие “потянуть” не всякий сможет, хотя на фоне рекламных бюджетов крупных “непрофильных”компаний - это весьма скромные цифры. С другой стороны, чтобы отдача была - нужна именно организация, структура, которую создавать непросто и, с учетом завышенных амбиций нынешних “организаторов” соревнований, нужно практически с нуля. А это - зарплаты, обучение, поездки, оборудование, связи наконец. Единственный вариант, который возможен - появление крупного рекламного или подобного агентства, которое, обладая значительными привлеченными и собственными финансовыми потоками и мощной организационной структурой, сумеет привлечь для выполнения конкретных задач именно тех людей, которые способны реализовать проект подобного масштаба, а таких - единицы. Все остальные варианты представляются весьма маловероятными. Время покажет какой путь будет реализован.

Что для проведения мероприятия важнее: спонсорская поддержка, место проведения марафона и инфраструктура, общее отношение к велоспорту...

Д.Л. Наверное все же спонсорская поддержка и компетенция организаторов, остальное будет зависеть от количества денег, вложенных в проведение мероприятия и рекламу. 

       Матвей А. Давыдов Ник: MetWey.Райдер с 1997 г., администратор интернет-проектов, дизайнер.
 
Почему, по твоему мнению, так многочисленны веломарафоны в Европе, и так их нет у нас? Или они есть?
 
М.Д. Я думаю, что причина здесь, как ни банально это звучит, в людях и ... дорогах. В нашей стране велоспорт с распадом СССР стал не самым популярным видом спорта и только сейчас отвоёвывает былые позиции. У нас нет столь комфортных условий для веломарафонов, как в Европе. Как говорил классик, у нас всегда были две проблемы, одной из которых были дороги. Наверное именно поэтому в нашей стране веломарафоны, в их классической форме, вытеснил велотуризм. Ведь с палаткой и рюкзаком, набитым провизией можно уехать гораздо дальше... Всё-таки преодолевать десятки километров можно с комфортом или “через тернии к звёздам”, а так как мы в этом деле пионеры — мы не можем без трудностей.
 
Насколько вообще эта дисциплина интересна отечественному гонщику-профессионалу и любителям?
 
М.Д. Мне кажется что со временем веломарафон, как дисциплина, будет завоевывать популярность у всё большего числа как любителей, так и профессионалов. Это скорее превратится в активный отдых и дружеское времяпрепровождение. Одним из преимуществ веломарафона является то, что этот вид отдыха вполне может стать семейным или корпоративным.
 
Можно ли найти средства на полноценную организацию и проведение такой гонки?
 
М.Д. Я думаю, что найти средства в нашей стране можно на всё... Скорее всего коммерческие фирмы обратят внимание на частный сектор и в целях популяризации активного отдыха и здорового образа жизни будут пытаться организовывать многочасовые массовые катания , заодно продвигая очередной брэнд на Российском рынке. Возможно, что какие-то “продвинутые” политические партии или общественные движения даже попробуют использовать это как акции или мероприятия. Возможно, скоро мы будем видеть велосипедистов в майках с надписью “Едущие вместе”.
 
Есть ли места, удобные для веломарафона и есть ли люди, готовые этим заниматься?
 
М.Д. Как и в предыдущем вопросе — в нашей стране есть места для всего! Я думаю, что есть несколько сотен человек в одной только Москве, которые могут показать вам одним им известный маршрут, который удивит вас своей красотой и удовольствием, которое вам доставит его прохождение. Если же это выезд за МКАД, то это ещё большая возможность выбора направления и цели, которая должна быть достигнута. Даже в Москве, в том же Битцевском лесопарке активисты из Молодёжного Клуба Горного Велосипеда BIKESPORT уже давно устраивают покатушки, которые всё чаще походят на экстрим-веломарафон. Как человек, который всю свою жизнь предпочитает велосипед любому другому способу перемещения и времяпрепровождения, хочу сказать, что лично я очень рад тому факту , что в нашей стране “феномен простоты велосипеда” (тут мой копирайт) вновь проникает в сознания людей, которые не просто покупают сыну или дочери велосипед, а сами катаются и приобщаются к велокультуре, которая всё чаще регулирует в нашем обществе отношение пешеходов и водителей к велосипедистам. Я рад, что человек в Мерседесе уступает мне дорогу, приветствуя фарами и приезжая домой садится на велосипед и едет с сыном кататься в парк. Это становится нормой. Вот так-то. И катайтесь в шлеме — не забывайте, что вы защищены лишь тонкой оболочкой кожи — получайте удовольствия , а не травмы. 
 
       Кристина Салахутдинова Norco-Team
 
Смутно догадываюсь, что ты, хоть и отдаёшь предпочтение экстремальным велодисциплинам, можешь принять участие и в веломарафонах. почему?
 
К.С. На мой взгляд, это хороший способ проверить себя на прочность, точнее, на выносливость. Думаю, рано или поздно подобные желания возникают у многих.
 
На какой стадии, по твоему мнению, находится марафон у нас в стране (если он есть у нас) и может ли он достичь “европейского уровня”
 
К.С. У нас в стране, веломарафон занимает ту же позицию, что и прочие велодисциплины, т.е. андеграундную. Мне кажется, для того, чтобы достичь “европейского уровня”, нужно, во-первых, большое количество людей увлеченных этим. Для того, чтобы было больше людей, на мой взгляд, следует как-то внедрять в веломассы и не только информацию о марафонах.
 
“Особенности национального веломарафона” - что это?
 
К.С. На ум пришло только одно - пивная гонка! Пиво, вот главная особенность, а без него и не туды, и не сюды!
 
Есть ли у нас люди, могущие организовать веломарафон на должном уровне и можно ли найти средства на такое мероприятие
 
К.С. Если у людей есть желание организовывать марафоны, они будут это делать. Со средствами то же.
 
На европейских веломарафонах как минимум четверть участников - девушки. как ты думаешь, что привлекает их на участие в гонке...
 
К.С. Ну, у каждой девушки свои цели. Мне бы было интересно попробовать для себя новую дисциплину. Я — за марафонизацию велонации!